УРААА!!! В нашей школе установили WI-FI соединение, теперь уже в любом классе можно подключиться к интернету. Теперь думаем, как можно это дело приспособить при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и урокам.
Глобальная компьютерная сеть Интернет, ее использование на уроках
Современный учебный процесс уже немыслим без широкого применения новых информационных и коммуникационных технологий. Информационные ресурсы Интернета используются на уроках в школе, на занятиях в вузах в очной и заочной формах обучения, в системе экстерната. Появилась и новая форма обучения — дистанционная, полностью основанная на средствах информационных и коммуникационных технологий. Теперь каждый школьник или студент может принять участие в международных учебных, исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях, которые проводятся в университетах различных стран мира. Молодые люди могут принять участие в он-лайн конференциях или просто «поболтать» со сверстниками в чатах. В последнее время появились так называемые тематические блоги и википедиа (свободно формирующиеся энциклопедии — free encyclopedia), которые объединяют участников обсуждения той или иной темы (в том числе профессиональной) на специальном сайте. Это виртуальные объединения людей для свободного общения по определенным темам. Преподаватели могут объединяться в сетевые сообщества для обмена опытом, обсуждения своих профессиональных проблем. Проблема получения информации по любой теме перестала быть актуальной не только для жителей больших городов, где всегда был доступ к источникам, но и для самых отдаленных населенных регионов. Главное, чтобы был доступ в Интернет. Как воспользоваться этими поистине чудесными возможностями современной цивилизации?
Но для начала нам нужно знать, какими средствами необходимо обладать, чтобы работать на занятиях в сети Интернет:
- Компьютер.
- Подключение к интернет (достаточно скорости 33,6 Kb/s!).
- Микротелефонная гарнитура для голосового общения (обычные наушники с микрофоном).
- Web-камера
- Soft - программы, необходимые для работы в сети интернет.
Затем выясним, что может обучаемый делать в Интернете и как эти возможности можно использовать в учебном процессе.
Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями Интернета, можно условно разделить на три группы:
1) поиск информации — работа с браузерами, базами данных, справочными системами и т.п.; Наиболее распространенные из них это – Google, Yandex,Rambler, Апорт и т.д. Поисковые системы ежедневно каталогизируют текстовую информацию, чтобы пользователи сети Интернет в каталогах поисковых систем могли легко найти необходимую информацию.
2) общение — электронная почта, чаты, списки рассылки, on-line форумы, видеоконференции, ICQ, QIP, Mail.ru Агент, MSN Messenger, Yahoo, Messenger и т. д.;
3) публикация в сети — создание веб-страниц, сайтов.
Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.
1. Поиск информации
Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
- написание рефератов,
- составление аннотированных ссылок,
- рецензия на сайт по теме,
- поиски «сокровища»,
- сбор мультимедийного материала к теме,
- иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.
Процедуры поиска и анализа информации можно разделить на две составляющие:
- поиск опубликованной в сети информации;
- сбор информации, не представленной в сети, с целью ее публикации в сети.
К поиску информации можно отнести следующие виды учебных заданий:
- написание и защита рефератов разных видов на основе материалов из сети: реферат-обзор, реферат-рецензия (реферат в электронном виде размещается на сайте школы, а защита проводится в виде чата или обсуждения в телеконференции);
- анализ существующих в сети рефератов на данную тему, их оценивание, создание рейтинга работ учащихся;
- составление коллекции аннотированных ссылок интернета по теме;
- рецензия на сайт по изучаемой теме и ее презентация;
- обзоры профессиональных телеконференций, анализ обсуждения актуальных проблем;
- «поиски сокровища». Преподаватель находит (или прячет) где-то в сети интересный документ, который учащиеся должны отыскать с помощью поисковых систем, используя ключевые слова, формулируя другими словами заданную проблему;
- сбор мультимедиа-материалов к заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио);
- иллюстрация найденного текста своими мультимедиа-материалами (графика, схемы, таблицы и т. д.).
К сбору информации можно отнести следующие виды учебных заданий:
- консультация экспертов. Учащиеся могут обратиться за разъяснениями к человеку, считающемуся экспертом в данной области;
- проведение опросов. Выбирается интересующая учащихся тема, например отношение к выборам, и опрашивается возможно большее количество людей в сети или используются обычные методы опросов. Результаты анализируются и предоставляются всем желающим.
Сбор информации происходит во время:
- проведения опросов,
- консультации экспертов.
- 2. Общение
- виртуальные встречи. Виртуальная встреча — учащиеся могут обратиться с вопросами к какой-либо известной личности. Например, к нобелевскому лауреату. Сообщение о встрече сопровождается досье следующего содержания:
- как участвовать во встрече;
- краткая биография приглашенного;
- публикация одного из его произведений (например, статьи);
- как будет происходить встреча.
Виртуальные встречи можно проводить с помощью чата или видеоконференции.
- переписка.
- обсуждение. Обсуждение заданной темы или вопроса. При этом следует учить аргументированию собственной позиции.
- ролевые игры. Ролевая игра, которую ведет учащийся. Один из учащихся ведет виртуальные встречи с другими учащимися, скрывшись за маской выдуманного персонажа (Ломоносов, Айвазовский, Путин и т. д.). При этом учащиеся могут задавать ему самые разные вопросы, и чтобы ответить на них ведущему приходится много читать и разбираться в обсуждаемой теме. Данную игру можно проводить как по электронной почте, так и в чате или видеоконференции.
- консультации. Могут проводиться по электронной почте, иногда можно в виде чата. В этом случае преподаватель назначает регулярное время, когда он будет в сети, например, по средам с 18.00 до 19.00. Тематический чат может иметь различные сценарии проведения, но должен отвечать следующим требованиям: до чата рассылается объявление о дате и времени его проведении. Учащиеся заходят в чат под своими реальными именами и фамилиями.
3. Публикация в сети
- создание тематических веб-страниц индивидуально и в мини-группах (совместное творчество — одна из наиболее популярных используемых в сети моделей. Учащиеся пишут совместные тексты, создают учебные пособия и т. п., работая в мини-группах и предоставляя всем желающим возможность увидеть и оценить их творчество);
- публикация исследовательских и реферативных работ на школьном сайте;
- создание банка данных об инженерных, литературных и т. п. находках учащихся, банка игр и упражнений;
- конкурсы — элемент состязательности дает дополнительную мотивацию для выполнения задания (например, сетевая викторина). В сети публикуются вопросы, на которые нужно ответить за определенный срок (например, неделю). Оцениваются эрудированность и грамотность изложения, а также оформление ответов;
- создание в сети фотосериалов. Современные цифровые фотоаппараты помогут создать серию изображений на заданную тему. Это может быть заданием для учащихся — создать веб-страницу с описанием какого-либо процесса. Например, смена времен года в различных климатических поясах. Учащиеся смогут увидеть, что происходит с природой в один и тот же день на различных географических широтах. Фотосериал занимает значительно меньше места, чем видеоролик, и очень часто показывает те же операции нагляднее. Фотосериалы можно использовать в ходе обучения и гуманитарным предметам, так как они позволяют показать развитие ситуации.
Итак, какими современными информационными и коммуникационными средствами мы располагаем и как можем их использовать, чтобы облегчить собственный труд, сделать его более производительным и вместе с тем сэкономить свои силы, т.е. сделать его менее трудоемким. К ним прежде всего относят: электронную почту; чаты или коммуникационные программы и различного вида месседжеры (клиенты сетей мгновенных сообщений) такие, как ICQ, Skype, Yahoo messenger, Google Talk; форумы, живые журналы, например: LiveJournal; блоги, которые в образовании начали использоваться сравнительно недавно.
Остановимся на интересном нововведении в образовательном процессе - Живом журнале (LiveJournal). Опыта работы с «Живым Журналом» на данный момент накоплено очень мало, освоение этого вида ИИТ только предстоит.
ЖЖ – пример успешного использования технологии блога. Каждый пользователь формирует свою страницу, на которой появляются новые сообщения со страниц друзей. Каждый может оставлять записи о событиях своей жизни, о том, что его сильно волнует, о злободневных вопросах.
Дидактические свойства Живых Журналов и блогов:
- возможность размещения и совместного редактирования гипертекстовых материалов; возможность прикрепления файлов (аудио, видео, графических);
- организация общения;
- доступ к материалам из любой географической точки, где есть Интернет, и в любое удобное для пользователя время;
- возможность структурировать материалы по категориям;
- конфиденциальность размещенных материалов
— все это позволяет организовывать полноценную исследовательскую деятельность учащихся в группах. Преподаватели используют блоги для размещения учебных материалов, статей и ссылок, собирают на страницах своих Живых Журналов работы учащихся, размещают даты контрольных и проверочных работ, хранят презентации по учебным темам. Учащиеся тоже могут использовать блоги для сбора проектных данных и других материалов, рефератов, которые комментирует преподаватель, также хранят там свои заметки, графические изображения и видеоматериалы.
Несмотря на огромные преимущества ИИТ применяемых на уроках не следует забывать о роли учителя на уроке, так как он играет первостепенную роль. Именно он определяет, какой материал представить на уроке. Немаловажную роль играет педагогическое мастерство учителя, От которого, зависит умение точно и правильно подбирать и излагать учебный материал, а так же восприятие и правильное понимание темы, мотивация учащихся. В учебном процессе все взаимосвязано, поэтому следует тщательно следить за нитями, которые связуют этапы урока и средства ИИТ применяемые на уроках. Прежде чем внедрять что-то новое, необходимо оценить с критической стороны полезность его внедрения в учебный процесс. Учитель должен сам владеть не только материалом урока, но и техническими средствами, с которыми ведется работа на уроке.
|